На штурм мечты. Сергей Богомолов об итогах экспедиции на К2. Часть 4
Продолжаем публиковать историю легендарного альпиниста-высотника Сергея Богомолова, решившегосяна штурм мечты – подняться на последнюю из 14х8000 м, вторую по высоте гору мира, знаменитую своей труднодоступностью вершину К2 (8611 м).
Об авторе:
Сергей Богомолов
– прославленный российский альпинист, заслуженный мастер спорта по альпинизму, мастер спорта международного класса, четырёхкратный обладатель звания «Снежный барс», совершивший более 300 восхождений, из которых свыше 60-ти - высшей категории сложности, более 20 первопрохождений.В рамках программы «Семь вершин» взошёл на Эльбрус, Эверест, Килиманджаро, Аконкагуа и Мак-Кинли. Высотный судья фестиваля Red Fox Elbrus Race.
Читайте Часть 1
Часть 2
Часть 3
К2-2023. Итоги. Часть 4
В ожидании выхода
Пока у нас проходила экспедиция, наш базовый лагерь посетили две треккинговые группы от «Клуба 7 Вершин».Во второй должен был прибыть Валдис Пельш, основатель РД Студии. Передвигаться ногами по леднику ему было сложновато, поэтому предоставили лошадь. Его задачей, как всегда, было записать несколько основополагающих вступлений именно на месте событий.
Погода не на шутку распогодилась, просто «звенела» и, казалось, шерпы должны были “бежать”провешивать перила выше второго лагеря, но у них после выхода были дни отдыха.Мы провели занятия по кислородному оборудованию. Все уже раньше использовали его, но вспомнить было необходимо. Там, на высотебудет некогда разбираться в нюансах, на ветру, морозе и в огромных пуховых варежках. Всё должно быть доведено до автоматизма.Абрамов сказал, что на пару клиент-шерп запланировано 10 баллонов кислорода, до вершины и обратно должно уверенно хватить.Баллон выше Л-2 с расходом 2л/мин, баллон выше Л-3 с расходом 3л/мин и выше Л-4 расход уже 4 литра в минуту.Я тут впервые увидел редуктор с расходом 6 литров в минуту. Все сделаны в Чехии, а раньше это всё было советское и российское.
Но хорошего понемногу, прогноз уходил в худшую сторону, не давая просвета. Наступала уже третья декада июля, а впереди на горе «ни коня, ни воза».По словам Володи Котляра, в прошлом году в июле было хорошей погоды три недели, все уже налазились, зашли на гору, кому надо и не надо, а погода всё стояла и стояла.
На путик Л-1
Я с интересом просчитывал в голове варианты развития событий. Ведь время “прижимало” всех. Нужно было погодное окно.Наконец, упреждающе, наметили на 20 число июля выход нашей группы. Остальные должны были следовать за нами в последующие дни, но с большей скоростью.
Мой шерп Ренджин был занят, у Москалёва тоже, поэтому нам дали новых, молодых.
Темп по переходам был в рамках прежнего движения, но мне давался труднее, я из себя выжимал всё! А Дима опять показывал завидную резвость.Как всегда утром и вечером он подкармливал себя и заодно меня разными таблетками, приговаривая: «Это от этого, а это для того, а вот это после этого!». Мы шли ва-банк, штурмовой выход - и всё, что не делали, считали к лучшему. Тем более и от нагрузки, и от времени, и от высоты еда, как обычно, не шла. А выше 6000м организм вообще не восстанавливается, используя только внутренние резервы.
При переходе в Л-1 тяжёлый мокрый снег постоянно срывался в лавины, шурша-шелестя в извилистых желобах. Дмитрий насчитал 18 штук. Для подстраховки мы прижимались к скалам, если попасть в их круговорот, то утянуло бы.В первом лагере опять заночевали в тех же палатках, но уже с подтаявшими площадками. Образовавшиеся углубления в днище заткнули ботинками.
Чем выше мы поднимались, тем хуже был прогноз погоды. А вереницу восходителей, шерпов, обработчиков маршрута было не остановить. Как будто все отдавали дань выходу, после которого, независимо от исхода, можно было сказать себе и людям «Я сделал всё возможное»!
Как всегда в этих коммерческих экспедициях меня пугали и злили “гирлянды” людей по 10-20 человек на одной верёвке. Это нарушение всех норм безопасности в альпинизме. Но нет, утыкались в зад друг другу. Казалось бы, шерпы должны быть профи, по факту даже больше усугубляли обстановку!
Л-2
Одним из первых я вышел во второй лагерь, чего время тянуть. Мимо уже прошли наши сёстры Катерина и Мария, следом за ними Бартек. Надо учесть, что выдвинулись они с АВС. Чувствовалось, что здоровья у них хоть отбавляй!Краем глаза видел, что за мной выстроилась вереница людей, в основном шерпы. Пришлось пропустить, отойти в сторону. Непонятное распределение ролей, кто-то гружёный, кто-то налегке.Было видно, что техника передвижения в «кошках» у большинства никакая. Постоянная постановка ноги на рант, проскальзывания. Движение получалось в основном силовое, на руках.
А Дима в конце экспедиции рассказывал, что наши шерпы дали ему прозвище Strong Man.
- Чего так? - спросил он.
- Ну, ты вон как технично ходишь в «кошках»!
Выше середины стали встречаться “пучки” кислородных баллонов, привязанных к крючьям или перильной верёвке. Это значит, кто-то из носильщиков, скорее всего, пакистанцы, “расписались” в своём бессилии, сорвав тем самым намеченные планы.По ходу передвижения всё время представлял, что там за очередным поворотом, будет покруче или полегче. Но гора постоянно напрягала крутизной, что дало возможным сказать Абрамову «К2 не для коммерческих экспедиций!».
Уже в непогоду вылез к палаткам, вьюжил ветер, засыпая всё кругом снегом.Меня умиляли потуги шерпов снять как можно быстрее «кошки» с моих ног.
- Да, погоди, дай отдохнуть, я и сам сниму. Не унижай меня! - думал я про себя.
Но это, наверное, стандартный этикет их сервиса, если так было и на Эвересте, и здесь на К2.
Внутри уже были и Котляр, и Москалёв, располагающие себе уют. Мы и предположить не могли, что заторчим тут на три ночи.Воду мы сами не грели, горелок не было, ждали, когда сготовят шерпы. Терялся дух классического альпинизма, - мы были зависимы от сторонних людей и хорошо, когда всё хорошо складывалось.Нам оставалось только развести пакетики с едой. Сказать, что вот этого прям хочу, такого не было. Просто заставляли себя есть.
Рядом располагались пакистанцы, нёсшие кислород и палатки. Проблема заключалась в том, что выше второго лагеря не был провешен путь и тем более не был установлен третий лагерь.Всю ночь нашу палатку трепыхало ветром, заметая снегом, потихоньку придавливая в изголовье. А соседи, судя по громким разговорам, боролись за выживание, то рвало ветром тент, то палатка начинала скатываться. Утром они вышли вверх, но на верхнем ярусе и остановились.
По рации от разных экспедиций шёл прогноз один хлеще другого. Мы уже стали поговаривать о сваливании вниз в базовый лагерь. Но тут же возникал вопрос «А чем тогда всё кончится?!». Ситуация развивалась таким образом, что «верхи» не хотели, а «низы» не могли. Абрамов планировал делать восхождение с установкой четвёртого лагеря. Я его поддерживал, поскольку делал предыдущие восхождения именно так. Шерпы же, сходив массово прошлый год на вершину из третьего лагеря, хотели и сейчас так повторить.
Утешительных вестей сверху не приходило. Народ сидел на вернем ярусе второго лагеря, не двигаясь вперёд, пережидая непогоду.Наконец, после двух дней отсидки, 23-24июля погода распогодилась вопреки прогнозам, и всё пришло в движение.
Первым из палатки у нас вылез Володя и, когда я ему передавал его рюкзак, то просто удивился его тяжести. Подумал, что килограмм 30, или я настолько обессилил.Надев всю амуницию и собрав рюкзак, нацепил кислород с двумя литрами в минуту ибез лишних разговоров пошёл к камину. Первые шаги всегда с одышкой, пока не войдёшь в ритм.Непонятно, кто так делал перила, с двумя перестёжками, которые почти рядом, и почти без провиса. В идеале одна точка закрепления в середине вертикального участка с большой амплитудой движения.В камине почувствовал, что что-то не то, нет тяги, нет энергии. Обычно на каждое резкое движение три, четыре, пять вздохов на восстановление, здесь это не помогало. Вытолкнуть себя на зажиме на полный шаг не получалось. Подумал:«Ничего, сейчас разойдусь на гребне».В рюкзаке: баллон кислорода - 3,5кг, литровый термос с питьём-1,3кг, сам рюкзак-2,0кг, по мелочам-перекус, телефон, пауэрбанк, налобный фонарик, запасная кислородная маска, флаги спонсоров, страны и региона-3,0кг, итого около 10кг.
Впереди Котляр вовсю снимал нас - меня и Дмитрия, - получались эффектные снимки. Вылезши из камина, я еле отдышался, сопя в маске. Не так часто по жизни использовал кислород, но никогда не получал от него «кайфа», прям какого-то облегчения.Внизу был слышен гул полёта вертолётов, в Пакистане они армейские и летают парами здесь на леднике Балторо на случай непредвиденных обстоятельств.
К сожалению, передвижение по гребню не принесло удовлетворения. Впереди маячил настоящий второй лагерь, в голове роились воспоминания, что здесь всегда трудно, что здесь силы всегда на исходе, что скоро будет отдых.Но дело было не в этом, - я тупо долго после каждого шага приходил в себя. 15-20 вздохов - это мучительно долго, это по сути топтание на месте. Мой шерп Али сзади приговаривал:«Нам надо за семь часов добраться до 7400м, третьего лагеря. Иначе мы за 12 часов с 7400м не дойдём до вершины».
Переломный момент
Мне было не до него, я боролся сам с собой, я пытался переломить ситуацию. Дойдя до палаток и передохнув, из-под меня “стрельнул” караван шерпов, а за ними и Москалёв.Я опять продолжил свой путь, думая не обращать внимание ни на кого. В голове крутились мысли, что надо, что я должен!Но ничего не менялось, упадок сил был полнейший. Как мы говорим,тяги не было! За 2,5 часа набор 130 метров.
Володя резко взлетел на гребень над вторым лагерем, оттуда было удачное место для съёмок, и тут я ему крикнул «Подожди!». Я должен был сказать ему, что всё, я прекращаю восхождение, сил нет, и попросить занести мои флаги на вершину.Не знаю, был ли он готов к такой ситуации, рядом стоящие шерпы с интересом наблюдали за развитием происходящего. Но Владимир оказался настоящим профи, постоянно снимал и даже записал мои слова о причинах такого решения. Мне самому сейчас интересно, что и как я говорил в тот момент.Отдав ему флаги, запасную маску и пауэрбанк, мы обговорили план действий. Я в сопровождении Али спускаюсь до нижнего яруса и затем по ситуации до какого-либо из нижних лагерей.Понятно, что вниз это не вверх, но мне было жизненно важно удержать себя на ногах и в руках при том упадке физических сил.
Не быстро, но всё успешно завершилось. На нижний ярус уже поднялись Людмила и Валера. Напоив меня и связавшись с Абрамовым, который тоже, оказывается, отказался от восхождения, мы согласовали спуск.Саша должен был ждать на середине между первым и вторым лагерями, а Али должен был сопроводить до этого места и вернуться назад, забрав кое-какую еду у Абрамова…
Продолжение следует…
В фирменных магазинах Red Fox и Планета Спорт продавцы-консультанты всегда помогут вам с профессиональным выбором экипировки для путешествий. Приходите в магазины в вашем городе или заказывайте одежду онлайн. Доставка осуществляется по всей России, Казахстану и Беларуси.